Херсонцам снова наставили троллейбусные рога

Поделись с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

КП «Херсонэлектротранс» пыталось закупить 10 троллейбусов Skoda 14TR по цене, значительно выше средней по Украине.

Эта ситуация приобрела немалый резонанс, в результате чего закупка не состоялась, а средства были направлены на погашение долгов КП «Херсонэлектротранс» по уплате ЕСВ. Однако, несмотря на закупку в этом году новых троллейбусов с низким полом — главное требование жителей Херсона — город снова остался «с рогами». Почему? Об этом далее.

Как закупали троллейбусы в Херсоне

Эра открытых данных позволяет следить за покупкой троллейбусов в Украине за счет государства. За период с 01.01.2016 до 13.09.2017 по данным поисково-аналитической системы 007.org.ua и Е-data Херсон только в 2017 году осуществил предоплату за четыре новенькие «Богданы» с низким полом. В прошлом году КП «Херсонэлектротранс» попыталось закупить 10 троллейбусов Skoda 14TR, однако закупка была настолько противоречивой и имела так много нарушений, благодаря журналистам, общественности и неравнодушным депутатам самую закупку было отменено, а средства отправлены на погашение очередного долга КП «Херсонэлектротранс»: уплату ЕСВ . То есть жители города остались «с рогами».

В этом году тендерный комитет КП «Херсонэлектротранс» уже учел требования общества и закупает новые троллейбусы украинского производства (подписку 70% уже осуществлено).

Однако в 20 млн. Выделенных средств таких троллейбусов можно купить только 4. Если бы не дерзость руководства предприятия в прошлом, город могло иметь еще 3 аналогичных троллейбусы прошлого года, то есть в сумме — по крайней мере семь новых машин. Обновления троллейбусного парка на 4 — 5 новых машин ежегодно в Херсоне вполне возможно. Если «разбавить» это количество применяемыми машинами с низким полом, это может быть до 10 машин ежегодно. Неплохой темп обновления трёхсоттысячным города, где троллейбусный парк насчитывает 38 — 41 машин, которые ежедневно выходят на рейс, а потребность составляет около 60-ти. Учитывая то, насколько устарел троллейбусный парк Херсона (новые машины не закупали уже более 10 лет, а средний возраст подвижного состава — более 20 лет), обновление необходимо, причем преимущественно новыми моделями: они не потребуют течение долгого времени капитального ремонта, а это — экономия бюджетных средств.

Где и как закупали электротранспорт

Любая критика актуальна тогда, когда носит сравнительный характер. Может в Херсоне все не так плохо? К сожалению, нет: действительно плохо. И это легко доказать.

Мы «захватили» для анализа период 01.01.2016 — 13.09.2017, то есть чуть больше за полтора года. За это время Одесса, например, пополнила свой подвижной состав электротранспорта пятью «Богдан» (2016), то есть новыми троллейбусами украинского производства на общую сумму 26750000. Грн. Немного для «миллионника», однако качественно. К тому же, Одесса имеет несколько видов общественного транспорта, поэтому КП «Одесгорэлектротранс» закупал не только троллейбусы.

Если Одесса — это город, который в несколько раз превышает Херсон за плоощадью и количеством жителей, то, например, Черновцы на Херсон очень похожи: немного меньше жителей (около 265 тыс. Против херсонских 290 тыс.), Два вида общественного транспорта. Но там в этом году нашли возможность объявить закупку троллейбусов новых на 33 млн. Грн. и подержанных на общую сумму 31500000. грн., причем на 15,1 закупка уже состоялась (город должен получить троллейбусы Skoda TR не ранее 1998 года выпуска), а еще 16 млн. грн. ожидают представления предложений. Итак, власть нашла возможности для обновления подвижного состава, хотя в прошлом году в городе также закупки электротранспорта были довольно скандальными. Всего же Черновицкий городской совет запланировал обновление состава электротранспорта в 2017 — 2020 гг. На 60 млн. грн., что Херсону, к сожалению, может только казаться во сне.

Поражает размахом обновление транспорта 230-тысячный Кропивниький. Город, меньше Херсон, обновляет в 2017 году автобусный парк на 70 млн. Грн. бюджетных средств (в Херсоне автобусы уже давно не закупали ни за бюджетные средства, ни за гранты или другие донорские), а троллейбусный в 2016-м году обновился на 79785000 грн. закупкой отечественных троллейбусов Днепр Т-103. Аналогичными троллейбусами пополнился и Мариупольский троллейбусный парк в 2017 году, потратив на это 28186200 грн .:

Итак, прифронтовой Мариуполь (около полумиллиона жителей) нашел средства на приобретение оптимального варианта троллейбусов, а Херсон, который, слава Богу, не испытывает ужасов войны, — нет.

Стоит обратить особое внимание на то, что некоторые города Украины уже обновляют или по крайней мере планируют обновить свой парк электротранспорта новыми беспроводными моделями: уже упомянутый Кропивницкий, Ровно, Днепр. Стоимость такого электробуса составляет около 7500000. грн. — это за транспорт, оборудованный одновременно электро- и дизельным двигателем. С одним видом топливного двигателя — дешевле. Кстати, Ровно меньше Херсона — там около 260 тыс. Жителей. Вашему вниманию образец Дуобус, представленного в Ровно

Как правило, в Херсоне любят критиковать новейшие технологии, пытаясь доказать, что для нашего город это бредово: якобы не подстроена инфраструктура города. Маревом есть подобное утверждение, ведь электробусы уже протестировали в нескольких городах Украины, в частности таких, которые имеют крутые подъемы и спуски (как в Херсоне), выбоины и тому подобное. Итак, если бы в херсонской власти было желание, вполне можно было бы обновить и херсонский парк. Но, к сожалению, херсонском руководству не до этого …

Также на КП «Херсонэлектротранс» систематически образуется задолженность по налогам и сборам, которую предприятие систематически погашает вместе со штрафами и пеней за счет бюджетных средств. Кстати, именно так произошло в прошлом, когда освобожденные  от закупки троллейбусов средства направили на погашение долга КП «Херсонэлектротранс» за ЕСВ. Конечно, виной всему — предшественники.

Наличие подобной политики никоим образом не способствует эффективному планированию и использованию бюджетных средств, в частности на приобретение троллейбусов. Также это не позволяет участвовать в программах, например, Европейского банка реконструкции и развития, который регулярно предоставляет средства для приобретения транспорта. В частности, их программой планирует воспользоваться соседний Николаев. Но для участия в таких программах предприятие не должно иметь долгов. Для КП «Херсонэлектротранс» это пока мечта, а следовательно, и для большинства жителей и гостей Херсона. Тем более, что город снова попал на неутешительное место в рейтинге инвестиционной привлекательности, наряду с прифронтовой Донецкой области.

Указанное выше не мешает КП «Херсонэлектротранс» «внедрять» системы оплаты проезда с помощью QR-кода. Официальный сайт Херсонского городского совета даже утверждает, что Херсон это сделал первым в Украине. Даже если это так, то Херсон — это первый город в Украине, где в старых троллейбусах, которые жители игнорируют в пользу более комфортных маршруток (стоимость проезда пока отличается лишь на 0,50 грн.), Можно оплатить проезд с помощью QR-кода . Цинично, но, к сожалению, реалистично. Правда, в статье городского совета указано, что «во всех троллейбусах будут установлены pos-терминалы». Этого, к сожалению или к радости, еще не произошло. Однако главы КП «Херсонэлектротранс» в честь 25-летия электрического транспорта в Украине наградили благодарностью, о чем он сообщил на своей странице в Фейсбук. Современные журналисты называют это тонким троллингом.

Недавно в СМИ появилась информация об очередных нарушения в уплате налогов и сборов КП «Херсонэлектротранс». Если это окажется правдой, Херсон ближайшее время может даже не надеяться на обновление троллейбусного парка. Зато каждый херсонец заплатит за подобные нарушения, ведь гасить долг придется из городского бюджета — это уже добрая херсонская традиция, а херсонцы уже не впервые оказываются с троллейбусными рогами.

Автор: Євгения Вирлич


Поделись с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий