«АвтоТак» не так уж и просто! Покупаешь ЗАЗ, а платишь как за Лексус
По просьбам своих клиентов я решила провести финансовый анализ и изучить юридическую сторону системы приобретения автомобилей в группах, предлагаемой ООО «Авто Просто».
Во-первых, мне не понравилась стадия, предшествующая подписанию Соглашения с клиентами, поскольку симпатичные продавцы-консультанты ООО «Авто Просто» в большинстве случаев отправляют клиентов сразу с платежкой в банк, а только потом выдают клиенту экземпляр Соглашения и приложений к нему клиенту. В спокойной обстановке или дома на диванчике клиент дочитывая до конца документы, понимает, что не ясно и половины. Через короткое время клиент снова приходит в автосалон к продавцу-консультанту за разъяснениями и, услышав обнадеживающее: «Вы через месяц уже получите свое авто», уходит домой, а при этом теряет время и средства.
Заключение данного Соглашения возможно хорошо будет для тех клиентов, у кого испорчена кредитная история, нет официального дохода или существует отказ банка в выдаче кредита. В ООО «АвтоПросто» более лояльно относятся к клиентам, их платежеспособности и поэтому получить желаемый автомобиль проще. Кроме того, следует отметить перспективное развитие АвтоТак, которое представлено 55 салонами у 29 городах Украины.
Вторым негативным моментом является наличие в Соглашении многочисленных отсылающих пунктов, сокращений и понятий, тяжелых для восприятия обычному потребителю. Я коротко остановлюсь на важных моментах.
1. Проведу аналогию с кредитом. Так, предметом кредитного договора является получение определенной суммы на конкретный срок с ежемесячной выплатой основной задолженности (кредита) с комиссией и процентами за пользование кредитом. Соглашение с ООО «Авто Просто» чем то похоже на кредитный договор, но отличие заключается в том, что основная задолженность (кредит) равная текущей (!) стоимости автомобиля постоянно растет и на нее начисляются в процентах 5 разных платежей (плата за услуги при вступлении, ежемесячный целый чистый взнос, ежемесячный взнос в оплату услуг и страхового платежа, а также плата при получении автомобиля).
Повторюсь, что все эти виды оплат начисляются не на остаток задолженности, а та текущую стоимость автомобиля, т.е. размер общих платежей зависит от конъюнктуры рынка и определяется производителем ПАО «Запорожский автомобильный завод». В Соглашении предусмотрено, что цена автомобиля устанавливается производителем (импортером, дистрибьютером) в последний рабочий день каждого месяца и является основой для расчётов составляющих Полных взносов и других платежей.
Например, если в августе 2011 году автомобиль ЗАЗ Форца стоил 80860,00 грн., то к весне 2016 года его цена достигла 204 000,00 грн. согласно данных сайте производителя www.zaz.uа. Этот нюанс четко выписан в договоре, в том числе в разделе 1 Соглашения «Определение терминов». Клиенту это не режет глаз, поскольку в приложениях № 1-3 указана только процентовая составляющая, к которой добавляется НДС.
Полный платеж (без страховки и платы за услуги, связанной с выдачей автомобиля) в августе 2011 году составил 4069,92 грн. (3% +НДС х 80860,00 грн. = 2910,96 грн. + 0,8333% х80860,00 грн. =673,80 грн. + 0,5% +НДС х 80860,00 грн. = 485,16 грн. + 0,0065 % х 80860,00 грн. = 52,56 грн.). Такие суммы в первое время не пугают потребителя.
А вот тот же платеж к апрелю 2016 года при цене на авто 204000,00 грн. уже составит 10267,32 грн. (3% +НДС х 204 000,00 грн. = 7344 грн. + 0,8333% х 204000,00 грн. =1699,32 грн. + 0,5% +НДС х 204000,00 грн. = 1224 грн. + 0,0065 % х 204000,00 грн. = 1326,00 грн.). Логично и понятно, что при наличии такого количества сопутствующих платежей основная задолженность погашается очень медленно и как результат большая переплата.
Для того, чтоб окунуть моих читателей в реальность могу констатировать следующее: клиент ООО за период з июня 2011 г. по апрель 2016 г. внес платежи на общую сумму около 178000 грн., в т.ч. страховка около 20000 грн., что составило всего 47% цены автомобиля. Проще говоря он остался должен еще около 45000 грн., поэтому одним платежем выплатил долг и сказал, что больше в подобные финансовые пирамиды от играть не будет, потому что платил за ЗАЗ, а вышел Лексус.
По моему мнению Законом Украины «О защите прав потребителей», который регулирует кредитные взаимоотношения, предусмотрено достаточно положений, реально защищающих интересы потребителя кредитных услуг, поскольку законом предусмотрен график платежей и совокупная стоимость кредита, реальной процентной ставки и абсолютного подорожания кредита. Но аналогичных графиков и таблиц с совокупной стоимостью услуг по Соглашению ООО «Авто Просто», которые должны готовится ООО при каждом изменении существенных условий договора (это касается текущей стоимости автомобиля), среди предоставленных мне разных Соглашений я не встречала. Этот момент существенно влияет на мнение клиентов при выборе между получением авто в кредит и по системе «Авто просто».
2. Во-вторых меня насторожил тот факт, что Соглашением не предусмотрено возможности возврата денежных средств в случае расторжения договора по инициативе клиента. Конечно, есть в Соглашении исключения, но их всего 3 вида: 1) в течении 14 дней с момента подписания по письменному заявлению клиента 100% возврат платежей; 2) возврат только чистых взносов клиенту, который не получил автомобиль; 3) при наступлении непредвиденных обстоятельств (смерть, инвалидность, безработность) деньги выплачиваются частями в порядке, предусмотренном Соглашением.
Воодушевляет положение пункта 12.1.2. Соглашения, по которому предусмотрен максимальный строк возврата периодических платежей согласно п.12.1.1. не более 2 лет (!) с дня получения заявления о досрочном расторжении договора.
Часто клиенты просят помочь расторгнуть договор, вернуть денежные средства с целью избежания штрафных санкций и взыскания долга (обращении взыскания на залоговый автомобиль) в судебном порядке. Так, из практики наименее проблематичным является расторжение Соглашения в течении 14 дней с момента его подписания, деньги действительно возвращались клиентам по соответствующему заявлению с указанием банковских реквизитов.
3. В-третьих ООО «Авто Просто» хорошо обеспечил выполнение обязательств клиентом, поскольку кроме Соглашения заключаются договора залога автомобиля и поручительства. Также Соглашением предусмотрено в случае не оплаты полных взносов расторгнуть договор и требовать возврата автомобиля.
4. А что говорит Закон и какая судебная практика?
Согласно до п. 2 ч. 1, п. 7 ч. 3, ч. 6 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», запрещается нечестная предпринимательская практика, которая включает какую-либо деятельность, что вводит потребителя в обман или является агрессивной, а также запрещается создание, эксплуатация или содействие развития пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или употребления продукции.
Согласно ст. 18 Закона Украины «О защите прав потребителей» Продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договора с потребителем условия, которые являются не справедливыми. Условия договора являются не справедливыми, если вопреки принципа добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязательств потребителя.
Судебная практика по спорам потребителей о защите прав потребителей и признании этих договоров недействительным или ничтожным на уровне апелляционного и кассационного рассмотрения дел неоднозначная и скорее негативная. Суды приходят к выводу, что продажа автомобилей в группах ООО «АвтоПросто» не относится к пирамидальной схеме, поскольку порядок оплат и получения автомобиля предусмотрен самим Соглашением, тем более, что ООО «АвтоПросто» получил бессрочную лицензию от 15.09.2015 г., выданную Нацкомфинпослуг, которая позволяет осуществлять комании деятельность по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах.
В заключение хотелось бы добавить, что право выбора принадлежит вам, однако я склоняюсь к приобретению автомобиля по кредитному договору, поскольку на законодательном уровне, условия более прозрачные, да и переплата Вам будет указана еще до подпиания кредитного догвора, поскольку обязательным условием подписания такогого договора в банке является составление графика платежей и определение совокупной стоимости кредита.
Ольга Гусева
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, object given in /home/freezo/dn.ks.ua/www/wp-includes/class-wp-user.php on line 208
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, object given in /home/freezo/dn.ks.ua/www/wp-includes/class-wp-user.php on line 208
что за вчес? лично я уже больше года езжу на машине, которую купил через авто так. И переплата была незначительная. Вот попробуйте сейчас оформить кредит и платить по нему, Если нет всей суммы и нет возможности платить каждый месяц сумму, выставленную вам салоном, то авто так это отличная альтернатива!